Быть родителем – это огромная работа. И большинство «сотрудников» не имеет опыта и навыков для работы. Каждый месяц жизни малыша учит родителей и самого ребенка действовать слажено, быть в одной команде. 6-й месяц жизни дитя является переломным для обоих сторон. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев девочка или мальчик интересует каждого родителя.
Особенности развития ребенка в 6 месяцев жизни
Родители 6-месячного малыша уже давно смирились, что обратно в животик запихнуть дитя уже никак и поэтому отмечают каждое мгновение своими достижениями. Ребенок же начинает подключаться к осознанной и самостоятельной жизни. Он уже много умеет и ему предстоит многое попробовать именно в период после полугода.
Как выглядит ребенок в 6 месяцев
Пропорции тела приближаются к обычным взрослым. Среднестатистический вес в этом периоде малышей составляет 7900-8800 грамм. Рост колеблется от 66 см до 68 см. Окружность груди уже тождественна окружности головы.
Особенности развития мальчика и девочки
Развитие мальчиков и девочек в этот период может иметь особенности в прибавке веса и приросте. Так для девочки характерна прибавка в весе от 280 до 430 гр, а для мальчика 300-430 гр. Хотя с 5 по 6-й месяц прибавка распределялась так: девочки – 340-500 гр, мальчики – 370-510 гр. Прирост же в шесть месяцев обязателен для всех 1,5 см.
ВАЖНО понимать минимальные и максимальные границы в весе девочек составляют 5,8 – 9,2 кг, а роста – 61,5 см и 70 см. Для мальчиков такие колебания будут в пределах: вес – 6,4 кг и 9,7 кг, а рост – 63,6 см и 71,6 см.
Психоэмоциональные особенности развития
Ребенок начинает поглащать информацию большими объемами и пытаться её анализировать. Внимательные родители уже начнут видеть и понимать яркие эмоции, которые будут выражать потребности крохи. В этот период лепетание ребенка станет более явным признаком радости и восторженности. При этом такой говор может имитировать слова взрослых осознанно, а вот проскочившие правильные слова – это исключение и совсем непонятное действие со стороны малыша. Для осознания разговора взгляд ребенка в основном сосредоточен на губах взрослого во время «общения». Он может уже узнавать голос родителей даже на расстоянии. Свой негатив малыш начинает выражать именно в момент дискомфорта плачем и криками, а не просто так, потому что скучно. Легко может попроситься на руки, показывая это жестами. Также он может показать и на интересующий его предмет.
ВНИМАНИЕ, учтите , что в поведении уже прослеживаются связи: плачу – мама обязательно придет, показываю – дадут. Корректируйте свое поведение и поощряйте развитие того, что хотите вмидеть в ребенке в будущем. Эмоциональное выражение своих мыслей активнее происходит в родной среде. Посторонние же люди начинают сковывать эти действия.
Физическое развитие полугодовалого малыша
Активность движений с этого периода начинает нарастать с каждым мгновением. 6-ти месячный малыш уже умеет:
- Самостоятельно переворачиваться на животик и обратно;
- Лежа на животе, может подниматься на ручки (отжиматься, если можно это так назвать). В этой же позе на животе и с выпрямленными руками может опираться на одну руку, а второй схватить предмет;
- Ручки малыша уже осознанно крепко будут хвататься за пальцы взрослого для того, чтобы сесть. Опора в виде рук взрослого позволяет долго малышу сидеть;
- Создается навык ползанья, особенно для достижения цели, которая находится вне досягаемости;
- Если взрослый поддерживает ребенка, то он может отталкиваться от поверхности с большой силой;
- Изучая предмет, он может перекладывать его из одной руки в другую;
- Интерес к предмету может заиграть ребенка на 15-20 минут;
- Уверенный захват игрушки уже всей поверхностью ладони (если конечно это не большая радиоуправляемая игрушка);
- Предмет в руках ребенок может трясти, бросать или стучать.
ПОЛЕЗНО создавать условия для развития этих навыков и поощрять их.
Уход и режим дня 6-месячного малыша
Развитие крохи будет зависеть от условий, которые ему создают родители. Физиологическая активность после 6-ти месяцев жизни ребенка вносит свои коррективы в режим дня. Теперь бодрствование более длительное. Однако активное познание мира может привести к нарушению сна. Сон делится на ночной, который длится 10-11 часов, и дневной, который распределяется на 2-3 захода. В основном спать ребенок должен 14 часов в сутки. Не стоит родителям принимать долго гостей или создавать большое количество впечатлений, которые создадут выгорание эмоциональной нервной системы. Прогулки и проветривания остаются постоянными для малыша.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что основным изменениям с этого периода подвергается питание. Грудное кормление все еще важно, но уже можно вводить первый прикорм. При этом практика многих педиатров показывает, что первым ребенок должен попробовать овощи. Важно, чтобы взрослая первая еда была не сладкими кашами или другими вариантами, а именно овощи. Не спешите с прикормом. Первая порция должна составлять буквально половину ложечки. Затем внимательно следите за состоянием малыша, чтобы увидеть реакцию. Если все в порядке и малыш не отказывается от еды, то следующая порция может постепенно увеличится с очень маленькими добавками. На принятие одного вида прикорма дается 2 недели. То есть начали с кабачка вот и нужно давать по ложечке кабачка в день в течение 2-х недель с перерывами. Наблюдайте и за деснами, которые изменяются и готовятся к появлению первых зубиков. Если же кал ребенка становится жидким, то не стоит списывать это на зубы, а нужно остановить прикорм.
Как помочь малышу развиваться, чему учить
Для развития ребенка необходимо заниматься с ним определенными задачами, которые будут помогать приобретать ему навыки и умения.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
Ребенок в 6 месяцев уже достаточно активен. Его перевороты со спины на живот и обратно уже даже совершенны. Он может сидеть и отталкиваться от преград. Должен хватать и играться предметами.
Какие игры и упражнения с крохой полезны на этом этапе
Комплекс упражнений создаст правильное направление развития физического состояния, а также даст выход уже накопившейся энергии:
- Полоса препятствий: подушки и валики, а также одеяла – хорошие преграды, которые нужно преодолеть за желанной игрушкой;
- Посадите ребенка на мячик и обхватите его под подмышками, начните раскачивать малыша вперед-назад или вверх – вниз;
- Разберите внутренности разных предметов: доставать из баночки игрушку или из кубика еще один станет любимым занятием;
- Слаживание всех вещей в коробку также нужно развивать пока есть интерес к этому делу у ребенка;
- При приеме ванных процедур можно лопать пузыри на пенке или выжимать губку.
ГЛАВНОЕ не переусердствовать с зарядками и развивашками. Не стоит делать их во время ярко выраженного протеста малыша.
Как определить проблемы в развитии ребенка
ВАЖНО знать, что большинство проблем, которые упустили в процессе родов или в период первого месяца жизни, начинают проявляться именно в 6-тимесячном возрасте. После успешного празднования первого полугодия следует пройти обследование, которое обязательно должно включать консультацию детского невропатолога. Особенно насторожитесь, если кроха, лежа на животе, не может дотянуться до игрушек, не может схватить крупную игрушку, нет реакции на громкие звуки, если они создаются чем-то вне поля зрения ребенка, нет жестов просьбы взять на ручки.
Приведенные здесь нормы – это общие нормы, которые нужно знать родителям. Но не стоит себя накручивать каким-то отклонением. Ваш малыш – он неповторим и его развитие может быть самым невероятным, которое не будет вписываться ни в одну схему. В любом случае эта информация создаст правильное направление для родителей-паникеров, которые слушают соседей и друзей о подвигах чужого малыша.